Вы просили меня рассказать содержание романа ANDRÉ ACIMAN “CALL ME BY YOUR NAME”, вот оно.
Предупреждения:
Ситуация может оказаться как в том анекдоте («- Таки мне Паваротти не понравился. Столько шума, а он и фальшивит, и картавит! - Вы были на концерте Паваротти? - Нет, мне Рабинович напел») Поэтому если вам что-то не нравится, вполне возможно, это вина не автора, а моего косноязычия. Посему в комментариях я положила несколько цитат, чтобы вы почувствовали стиль романа.
Повествование в романе ведется от лица одного из героев - Элио.
Коротко не получилось, но все равно многое осталось за бортом. Если что-то не понятно или есть вопросы, обещаю ответить.
Если что-то важное перепутала, поправьте меня, кто читал.
пересказ
Глава 1 If Not Later, When?
читать дальше Элио проводит лето в родительском доме на Итальянской Ривьере. Приехавший на шесть недель, чтобы доработать свою книгу, молодой преподаватель с первых же секунд знакомства поражает его воображение. Они разговаривают обо всем на свете, между ними завязывается дружба – неровная, с периодами отдаления и сближения – и все это время Элио неотрывно наблюдает за Оливером. Восхищается. Фантазирует о нем. К Оливеру проявляет интерес кузина Элио, Кьяра. Элио пытается способствовать их сближению, но получает от обеих сторон отрицательную реакцию. Кьяра и Оливер вместе гуляют, ездят на велосипедные прогулки, все уверены, что между ними что-то есть. Элио сближается с сестрой Кьяры, Марсией. Между тем, у Оливера и Кьяры все заканчивается, и по ощущениям Элио за этим романом у Оливера следует множество других романчиков и приключений на одну ночь. Элио пробирается в комнату Оливера, трогает и надевает его плавки и забирается к нему в постель. Элио мучает то, что с ним происходит, он хочет кому-то рассказать, и приходит к выводу, что рассказать он может только одному человеку - Оливеру. Элио не девственник, у него уже было четыре девушки. Элио гуляет с Марсией, они целуются, и он чувствует, что она ему не откажет, но почему-то не идет дальше. Вернувшись домой, он рассказывает об этом отцу и Оливеру. Оливер советует ему «попробовать позже».
Глава 2 Monet’s Berm
читать дальше Утром Оливер приглашает Элио прокатиться вместе в город, там у них происходит разговор. Элио намеками признается Оливеру в своих чувствах, но Оливер не идет Элио навстречу. На обратном пути Элио показывает Оливеру свое тайное место – уступ над морем, куда приходил рисовать Моне. Они снова разговаривают, Оливер дает понять, что не равнодушен к Элио, но сдерживает себя, и тот тоже должен. Он целует Элио. Элио целует его в ответ, пытаясь понять, нравится ли ему так, как он мечтал. Дома за обедом у Элио из носа идет кровь, и он отправляется в свою комнату отдохнуть. Оливер обещает, что будет неподалеку. Но проснувшись, Элио узнает, что он ушел. Элио не спит, ожидая его возвращения, и слышит, что Оливер приходит очень поздно. Утром за завтраком Оливер ужасно выглядит, выясняется, что он всю ночь играл и пил. К слову, игрой в карты Оливер подрабатывает со времен колледжа, и он всегда выигрывает. Элио напрашивается с Оливером на велосипедах в город, тот соглашается, но с условием – никаких разговоров. Когда они едут на велосипедах домой, Элио вспоминает свой сон – ему снилось, что он брал Оливера, а тот говорил ему: «Если ты остановишься, я умру». Вечером Оливер снова исчезает, Элио звонит Марсии и идет с ней гулять. Пока они занимаются сексом на пляже, Элио решает оставить Оливеру записку. Он подсовывает ее под дверь. Утром он встречает Оливера за завтраком, а когда возвращается к себе, находит свою записку. К его: «Не могу выносить молчания. Надо поговорить» приписано «Будь взрослее. Увидимся в полночь». Элио занимает свой день разными делами (теннис и секс с Марсией, занятия музыкой), чтобы только дождаться ночи. Кроме всего прочего, его занимает вопрос: «Что носят в полночь?»
Промучившись сомнениями, Элио все же решается пойти в комнату Оливера. Они занимаются сексом, и закольцовывая в явь свой сон, теперь уже Элио стонет: «Если ты остановишься, я умру». Они целуются, повторяют друг за другом грязные словечки, а потом Оливер говорит: «Назови меня своим именем, а я назову тебя своим». И юноша называет партнера Элио, а тот его – Оливером, и между ними возникает нечто, чего не было в их жизнях ни до, ни после. Оливер кончает на грудь Элио, и вытирает его своей рубашкой. К слову, готовкой, стиркой, сменой постельного белья в особняке ведает домработница Мафальда. Чтобы скрыть следы, когда рано утром они идут купаться, Оливер заходит в море, не снимая рубашку. (1) Утром у Элио наступает жесткий откат, ему стыдно, противно и много чего еще, и он решает, что избавился от наваждения и готов оставить Оливера в прошлом. Но когда Оливер появляется за обедом в его плавках, Элио осознает, что увлечение не прошло, они оба возбуждаются. Потом Оливер уезжает по делам в город, и несмотря на решение не ездить сегодня на велосипеде («Тот, кто сказал, что душа и тело встречаются в эпифизе мозга, был идиот. Болван, они встречаются в заднице!» (2), Элио бросается за ним. Догоняет его в городе, они разговаривают, Оливер говорит, что не хочет, чтобы Элио заплатил за произошедшее, хотя уверен, что сам заплатит. («Что бы ты ни думал, для тебя это забава и игра. И так и должно быть. А для меня это что-то совсем другое, чего я не могу объяснить, и это меня пугает») Элио на крыльях счастья летит домой. По пути заезжает к Марсии, и они занимаются любовью в домике на пляже. После обеда Оливер уезжает в город за очередной порцией переводов своей книги, а Элио идет в свою комнату подремать. Дальше идет сцена с абрикосом – а ля «Американский пирог». Элио засыпает, а когда просыпается, Оливер в его комнате. Элио, смущаясь, рассказывает об абрикосе, а Оливер съедает его. Между ними нет стыда, нет непонимания, нет границ. Вечером Элио идет с Марсией в кино, а когда возвращается, Оливера в особняке нет. Он долго ждет, а потом решает отправиться в город искать его. По пути к сараю с велосипедами недалеко от домика садовника Элио замечает Оливера – тот сидит на камне и смотрит на море. Оливер признается Элио, что это его любимое место, он часто приходит сюда по ночам и сидит часами. («- Я не знал. Я думал … - Я знаю, что ты думал») До отъезда Оливера остается десять дней, и они проводят их, почти не расставаясь. Хотя Элио продолжает спать с Марсией, Оливер не ревнует. («… между нами было полное отсутствие тайн, которое бывает только между друзьями. Возможно, в первую очередь мы были друзьями, и во вторую – любовниками. А возможно, это присуще всем любовникам») Кстати, предваряя ваши вопросы, они меняются. Перед отлетом в Америку Оливер собирается провести три дня в Риме, и приглашает юношу с собой. Родители Элио не против.
(1) Это единственная сцена в романе, где Оливер в море в рубашке – видимо, именно эти съемки Элизабет выложила в инстаграм.
(2) Думаю, что он имеет в виду эту цитату: «Душа имеет свое местонахождение в маленькой железе, расположенной в центре мозга». Декарт
Глава 3 Синдром Святого Клемента
читать дальше Они приезжают в Рим, и Оливер находит приглашение от издателя прийти на вечеринку, посвященную выходу сборника поэм «Если любовь». Элио выбирает такой путь, чтобы показать Оливеру переулок, где три года назад впервые в его жизни его пытался закадрить парень. Книжный магазин полон интересных людей. Элио хочет такую жизнь, хочет таких друзей. («Хотел бы я иметь одного друга, которого не был бы обречен потерять») Автор рассказывает, как его пребывание в Тайланде навеяло поэму «Синдром Святого Клемента» - в честь базилики в Риме. («Подобно подсознанию, любви, памяти, самому времени и каждому из нас, церковь построена на руинах предыдущих реставраций. Нет дна, нет ничего самого первого или самого последнего, только уровни, секретные проходы, и смежные комнаты - подобно тому, как христианские катакомбы соседствуют с еврейскими катакомбами»)
Стихи, компания, ресторан, философия, вино, ночной Рим, бар, Элио рвет от спиртного, поцелуи в переулке, неаполитанские песни с туристами на площади. Рассвет.
Глава 4 Ghost Spots
читать дальше Элио возвращается из Рима, отец расспрашивает его о поездке и дает понять, что знает о них с Оливером. Он называет это «прекрасной дружбой», говорит, что им повезло найти друг друга: и дело даже не в интеллекте, они оба – очень хорошие люди. Говорит, что как Элио проживет свою жизнь – это его дело, он всегда готов выслушать и поддержать. Оливер звонит сообщить, что благополучно долетел. Он говорит с матерью и отцом Элио, а затем и с самим Элио. Говорит, что дома его встретило все то же самое – та же квартира. те же люди, то же шум и вокруг, и что он взял кое-что на память из комнаты Элио, но не говорит, что. Элио ищет и замечает, что на стене нет старинной почтовой открытки с уступом Моне. Оливер приезжает на Рождество, чтобы погостить до Нового Года. Все ему очень рады, он долго беседует с отцом Элио, и стучится в комнату юноши, когда тот уже лег спать. Оливер сообщает, что весной собирается жениться. («- Ты никогда не упоминал… - Последние два года мы сходились и расходились») Элио рассказывает, что отец знает о них. Оливер не удивлен, он понял это по тому, как тот с ним говорил. Он прибавляет, что Элио – счастливчик, его отец отдал бы его в лечебно-исправительное заведение. Элио приглашает его в постель, но Оливер говорит, что не может. Весной они узнают о его женитьбе, а летом Элио отправляет Оливеру свое последнее письмо, где он пишет о смерти соседской девочки Вимини, у которой была лейкемия, и с которой Оливер подружился, живя у них, и о том, что поступил в колледж в Америке. Через девять лет после этого Элио звонят из дома – оказывается, к ним заехал Оливер со своими двумя сыновьями (восемь и шесть). Разговор с ним расстраивает Элио, и Оливер тоже настолько взволнован, что разговор заканчивается очень быстро. В жизни Элио есть и случайные любовники, и люди, без которых он не мыслит своей жизни. И все равно есть Оливер – как идеальное воспоминание. Через пятнадцать лет после памятного лета Элио делает то, чего никогда не делал прежде, даже имея возможность и находясь неподалеку - он встречается с Оливером. Он подходит к нему после лекции и из-за бороды Оливер не сразу его узнает. Оливер приглашает его домой - на обед и познакомиться с женой и сыновьями. Элио говорит, что не может туда пойти. Они заходят на кафедру, где Оливеру надо что-то оставить, и когда Оливер знакомит Элио с коллегами, тот понимает, что Оливер осведомлен обо всех этапах его карьеры – он явно это отслеживал. На стене висят та самая старинная открытка с уступом Моне и репродукция изображения Митры. Каждый из них купил такую, когда они ходили на экскурсию в базилику Святого Климента, но Элио свою давно потерял. Оливер говорит, что уже сделал на открытке памятную надпись для Элио. Они идут выпить. Разговаривают. Они не потеряли свою близость, их теперешние жизни – словно параллельные к той, другой, которая у них в каком-то смысле все равно есть. Элио говорит, что перед своей смертью только с Оливером хотел бы попрощаться «А если я услышу, что ты умер, моя жизнь, как я ее знаю, тот я, который говорит с тобой сейчас, перестанет существовать». Он допытывается: что Оливер написал ему на открытке? Ответ: «Cor Cordium». (3) Через пять лет после этого Оливер проездом из Рима в Ментон заезжает к Элио. Прошло двадцать лет. Уже нет отца Элио, их садовника, Вимини, но все остальное так же, как раньше. Они гуляют, разговаривают, вспоминают. Элио показывает место в саду, где они завтракали. Отец любил там сидеть, и он захоронил там часть отцовского праха. Элио называет это «его местом». «А у меня есть место?» – спрашивает Оливер. Элио думает, что бассейн, сад, дом, теннисный корт, да все вокруг – навсегда останутся местом Оливера. Но показывает на французское окно над балконом, в той комнате Оливер когда-то жил. Когда ветер развевает занавески, Элио ловит себя на мысли, что Оливер смотрит на него оттуда.
Оливер говорит, что он как Элио, он ничего не забыл. Элио думает, что, если это правда, если ты - как я, завтра утром перед тем, как ты сядешь в такси, ты посмотришь мне в лицо и назовешь меня своим именем.
(3) На могиле в Риме, где захоронен прах поэта, на простой белой плите надпись: «Перси Биши Шелли Cor Cordium»
Cor Cordium (лат.) - Heart of Hearts (сердце сердец). В начале 2 главы есть сцена, где Оливер и Элио говорят о смерти поэта и о том, что его друг, Эдвард Трелоуни выхватил сердце Шелли из пламени погребального костра.
читать дальше
читать дальше
О романе Call me by your name
Вы просили меня рассказать содержание романа ANDRÉ ACIMAN “CALL ME BY YOUR NAME”, вот оно.
Предупреждения:
Ситуация может оказаться как в том анекдоте («- Таки мне Паваротти не понравился. Столько шума, а он и фальшивит, и картавит! - Вы были на концерте Паваротти? - Нет, мне Рабинович напел») Поэтому если вам что-то не нравится, вполне возможно, это вина не автора, а моего косноязычия. Посему в комментариях я положила несколько цитат, чтобы вы почувствовали стиль романа.
Повествование в романе ведется от лица одного из героев - Элио.
Коротко не получилось, но все равно многое осталось за бортом. Если что-то не понятно или есть вопросы, обещаю ответить.
Если что-то важное перепутала, поправьте меня, кто читал.
пересказ
Предупреждения:
Ситуация может оказаться как в том анекдоте («- Таки мне Паваротти не понравился. Столько шума, а он и фальшивит, и картавит! - Вы были на концерте Паваротти? - Нет, мне Рабинович напел») Поэтому если вам что-то не нравится, вполне возможно, это вина не автора, а моего косноязычия. Посему в комментариях я положила несколько цитат, чтобы вы почувствовали стиль романа.
Повествование в романе ведется от лица одного из героев - Элио.
Коротко не получилось, но все равно многое осталось за бортом. Если что-то не понятно или есть вопросы, обещаю ответить.
Если что-то важное перепутала, поправьте меня, кто читал.
пересказ